
Сграффито - это рисунок, который процарапывается на верхнем слое штукатурки при условии, что нижний слой имеет другой цвет. Такой силуэтный декоративный рисунок наиболее широко распространился в эпоху итальянского Возрождения. В Ростове-на-Дону сграффито можно увидеть на портале Зеленого театра в парке Революции.
Фрески - это настенная живопись, выполненная водяными красками.
Поле стены. Для придания стенам зданий, выложенных из камня, большей выразительности греческие архитекторы стремились оживить гладкую кладку поясами, промежуточными карнизами, увеличивали толщину швов между рядами камней путем отески их кромок. Обработанные таким образом камни (русты) могли иметь выпуклости разной формы. Поле стены нередко украшали облицовкой из камней ценных пород, фресками, мозаикой, сграффито.
Художественный интерес представляют и другие детали зданий.
Греческие архитектурные ордера получили свое название от одноименных провинций. Ордера явились результатом художественного осмысления конструктивно целесообразной стоечно-балочной системы.
Капитель коринфского ордера
Коринфский ордер - наиболее легкий по пропорциям и отличается богатством отделки и украшений. Капитель этого ордера имеет два ряда акантовых листьев. Акант (аканф) - это растения, встречающиеся в Греции. По телу колонны проходят 24 каннелюры, аналогичные по форме желобкам ионической колонны, но с той разницей, что внизу и вверху они заканчиваются закруглениями. Антаблемент ордера имеет сходство с ионическим, но более развит и расчленен. Модульоны располагаются под слезником и как бы поддерживают его. Фриз коринфского ордера обычно украшен рельефными орнаментом или подписями. Соотношение диаметра и высоты колонны, как правило, 1:10, поэтому его как наиболее изящный нередко именуют "женским".
Ионический ордер, в отличие от строгого дорического, характерен своей тонко проработанной капителью, в которую входят волюты, и облегченными колоннами. Соотношение диаметра и ствола колонн обычно составляет 1:9. Ствол украшался более мелкими каннелюрами. Капитель не имеет шейки. На обычном вале расположена особой формы абака, примыкающая непосредственно к архитраву и имеющая вид квадратной плиты. Волюты в виде спиральных завитков заканчиваются в центре глазком. Завитки волют образуют по бокам капители валики, называемые балюстрами. Архитрав ионического ордера делится по горизонтали на две-три части. Фриз ордера гладкий, но иногда имеет рельефные изображения. Карниз украшен зубчиками.
В дорическом ордере ствол колонны обычно был гладким, но иногда его украшали 20-24 продольны]ми углублениями, т.е. каннелюрами. Капитель колонны имеет шейку, эхин и квадратную плиту-абаку, которая обычно заканчивается полочкой. Архитрав дорического ордера - гладкий, с полочкой наверху; фриз украшен триглифами; промежутки между ними (метопы) заполнялись рельефными украшениями, а чаще оставались гладкими. Место между фризом и карнизом украшалось зубцами (сухариками), а иногда - поддерживающими частями, т.е. модульонами. Соотношение между диаметром и высотой дорической колонны составляет примерно 1:8, и этот ордер иногда называют "мужским".
Колоннады в греческой архитектуре чаще всего устраивались у храмов. Их назначение - двойное. С художественной точки зрения они придавали сооружению торжественность и величие, прославляя Бога-покровителя. Вместе с тем колоннада имела и большое практическое значение. Окружая храм, она художественно отделяла помещения, в которых совершались обряды, от внешнего мира. Поскольку массы людей, стремящихся попасть в храм, вынуждены были проходить через промежутки между колоннами (интерколумнии) организованно, сам вход в храм уже невольно подготавливал посетителей к значимости совершаемых в нем обрядов.
По своей высоте колонна имеет неодинаковый диаметр. Он постепенно увеличивается книзу, отражая возрастающее давление. Утолщение ствола колонны называется энтазисом, что по-гречески означает напряжение. Гениальность греков состоит в том, что благодаря энтазису глаз видит "напряжения", передаваемые земле.
В основе ордерной системы лежит триада, т.е. все состоит из трех частей. Главные части ордера - это антаблемент, колонна и стилобат. Следуя конструктивной логике, их можно назвать несомым, несущим и воспринимающим нагрузку. В свою очередь, каждая из этих частей делится на три более мелких звена. Например, антаблемент состоит из карниза, фриза и архитрава; колонна включает в себя капитель, ствол и базу. Существует троякое деление карниза, фриза и архитрава, но это уже детали, которые изучаются в архитектурных вузах.
Ордер - это художественно-эстетическое выражение стоечно-балочной конструкции. Ордера впервые были сконструированы в древней Греции, и их было три: дорический, ионический, коринфский.
Триада в классической архитектуре. Дорический и ионический ордера
Архитектурные формы зданий - это художественно обработанные детали: балконы, цоколь, наличники окон и др. Архитектурные формы на каждом этапе развития человеческого общества создавались в зависимости от назначения зданий, их конструктивных схем и применяемых материалов, художественного замысла. Одним из важнейших средств композиции, придающих законченность и красоту античной архитектурной форме здания, является ордер. В переводе с латинского слово "ордо" означает упорядоченность, строй.
это то, чья каждая деталь волнует...
Архитектура - это то, что не имеет главного фасада;
2. Архитектурные формы и художественные средства
Пользовательского поиска
История архитектуры Нижнего Дона и Приазовья (Кукушин В.С.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий